Если вы, дорогие друзья, читаете эти строки, то путем долгого
логического размышления можно предположить, что у вас есть компьютер.
Компьютер сейчас используется в каждой профессиональной студии для
редакции и непосредственно записи материала. Даже если в компьютере
установлена недорогая звуковая карта, а пользователь никаких программ,
кроме "Звукозаписи" в меню "Пуск" не знает, то возможности компьютера
все равно выше, чем у многих коммерческих студий середины прошлого века.
В настоящее время существует огромное количество книг, посвященных
компьютерной звукозаписи, а в Москве и крупных городах есть курсы для
желающих постичь тайны программного обеспечения и научиться азам
редакции звукового материала. Стоит заметить, что с серьезным
программным обеспечением не так уж просто разобраться, поэтому
приобретение книг и посещение курсов - вполне разумный шаг.
Для звукозаписи нормального качества с помощью компьютера, прежде всего,
необходимо приобрести звуковую карту, так как встроенные почти всегда
слабые, либо ориентированы не на звукозапись, а на воспроизведение.
Выбор звуковых карт сейчас огромен, но, лучше всего обратить внимание на
продукцию наиболее "музыкальных" фирм, таких как Korg, AUDIOTRAK, Echo,
Roland и Yamaha. Стоимость фирменной карты достигает огромных размеров,
но в общем-то, для квартиры не обязательно приобретать изделия уровня
профессиональной студии. По выбору звуковых карт написаны сотни статей, в
Интернете можно найти огромное количество информации, затруднения в
выборе могут возникнуть только у начинающих пользователей. Поэтому
рассмотренные ниже карты ориентированы, прежде всего, на начинающих
пользователей, хотя по своим характеристикам вполне пригодны для работы
со звуком.
Итак, самыми недорогими карточками с помощью которых можно пробовать
писать являются карты серии Revolution от M-AUDIO. Цена Revolution 5.1
составляет чуть выше двух с половиной тысяч рублей, при этом карта
оборудована цифровым выходом S-PDIF, а 24-разрядные аналогово-цифровые и
цифрово-аналоговые преобразователи с частотой дискретизации 96 кГц (на
выходе частота выше и составляет 192 kHz) позиционируют данное изделие,
как вполне пригодное для записи. Конечно, воткнув в слот MIC
компьютерный микрофон и спев любимую песню, сложно будет почувствовать
разницу со встроенной звуковой картой, но при использовании внешнего
предусилителя, результат будет вполне приемлемым.
Более дорогие карты от M-AUDIO - серий Prodigy и MAYA. В простой и
доступной карте Prodigy 7.1 коммутационные возможности уже позволяют
работать с внешними цифровыми устройствами посредством входа и выхода
S-PDIF, есть два аналоговых входа. По части разрядности и частоте карта
идентична по характеристикам модели Revolution 5.1. Есть 4
стерео-выхода, на небалансных джеках 1/8. Карта позволяет производить
запись по двум каналам одновременно, воспроизводить - по восьми.
Серия MAYA - карты уже более совершенные и приближенные к
профессиональным. У кого есть деньги - самым разумным будет приобрести
AUDIOTRAK Maya 1010, это устройство не такое дорогое, как может
показаться на первый взгляд, количество функций вполне оправдывают цену
этой карты. Комплект включает еще и внешний интерфейс для более удобного
подключения. Имеется возможность многоканальной записи, использование
MIDI, карта совместима с программным обеспечением, таким как
Sonar/Cakewalk, Cubase, Logic. Хорошие характеристики делают этот
комплект одним из лучших в своем классе. Количество входов\выходов
достигает в этой карте 8, предусмотрено 2 микрофонных входа с фантомным
питанием, 2 выхода на наушники и, конечно, цифровые и MIDI входы-выходы.
Для тех, кто несколько стеснен в средствах, хорошим вариантом будет
покупка более дешевых карт серии MAYA, например MAYA44 MKII. Эта карта
уже зарекомендовала себя как хороший, доступный и недорогой прибор для
записи на HDD и широко используются в различных хоум-студиях. Как и в
Maya 1010, карта совместима с программным обеспечением для
мультитрековой записи как Cakewalk, SONAR, Cubase, Nuendo, Logic, а
также с программным обеспечением для мастеринга - Sound Forge и Wavelab.
Карта приемлемо работает с программными семплерами Logic Audio EXS 24,
Halion, GIGAStudio и такими виртуальными аудиоинструментами как Reason и
Reaktor. Коммутационные возможности включают 4 входа и выхода на
"нормальных" джеках 1/4, цифровой вход и выход.
Неплохим вариантом также являются звуковые платы компании E-MU. Эти
карты несут в себе массу приятных опций для звукорежиссуры, поэтому
могут послужить неплохой альтернативой картам, рассмотренным выше. Карта
E-MU 0404 имеет 2 аналоговых входа, 2 аналоговых выхода, цифровой вход и
выход, коммутацию по MIDI и оптический вход\выход (TosLink). АЦП и ЦАП
имеют разрядность 24 бита, частота дискретизации 192 кГц. Для внутренней
обработки сигнала в плате используется процессор E-DSP разрядностью 32
бита, в комплекте поставки идет программный секвенсор Cubasis VST 4.0
E-MU edition и звуковой редактор WaveLab Lite 2.5.
У E-MU есть масса и более дорогих карт, с очень широкими возможностями,
которые увеличиваются пропорционально стоимости. Плата E-MU 1820
является бестселлером в своем ценовом диапазоне, имеет два микрофонных и
шесть аналоговых входов, 8 аналоговых выходов, 2 входа и выхода MIDI,
цифровой вход и выход, коммутацию на ADAT. Такую плату уже вполне можно
назвать профессиональной, многие музыканты приобретают 1820 и остаются
довольными надолго. А если музыкант доволен долгое время - это самая
лестная характеристика для изделия.
Под конец хотелось бы упомянуть о звуковой карте ESI Juli@. Эта карта
отлично оправдывает себя в работе, по соотношению цена\качество она одна
из самых лучших вариантов для дома. Если человек не знает конкретно,
что ему понадобится, какими функциями он будет пользоваться, то Juli@
представляет собой оптимальный вариант, после покупки которого не
придется об этом жалеть. Конечно, карта не без недостатков, но качество
записи через эту карту очень хорошее для своих денег, а количество
посторонних шумов минимально. По частоте дискретизации и разрядности эта
карта идентична другим моделям своей ценовой категории, те же 192 кГц и
24 бита. Карта располагает двумя аналоговыми и двумя цифровыми входами,
имеет шесть выходов, четыре из которых - цифровые. Коммутация по MIDI -
один вход и один выход. ОЧень интересным решением является возможность
выбора между разъемами RCA и Jack: цифровая и аналоговая часть платы
расположены на двух различных платах, что позволяет перевернуть
аналоговую часть платы и заменить разъемы одного типа на другой. В
комплекте поставки идет очень много полезных программ и утилит для
работы со звуком. "Юлию" поминали добрым словом многие музыканты и она
до сих пор установлена у многих даже опытных композиторов.
|