Платформы Первый вопрос при планировании
домашней студии — выбор платформы. В России PC предпочтительнее Mac по
нескольким причинам: прежде всего эта платформа дешева и мобильна, то
есть легко поддается апгрейду, чего нельзя сказать о Mac.
Конечно, система Mac более стабильна, но в звуке, который создан на
Mac или PC, нет никакой разницы. Софт, который существует для Mac, в
большинстве случаев распространен и в PC-версиях, хотя, конечно,
программы лучше работают на тех платформах, для которых они
первоначально создавались. Программы
Сегодняшний уровень технологий позволяет, не выходя из-за компьютера,
иметь под рукой полноценную студию, которая может создать музыкальный
продукт с нуля. Чаще всего в студиях используются Steinberg Cubase SX,
Cakewalk SONAR, Emagic Logic — редакторы для аранжировки, записи,
сведения, обработки и мастеринга звука. Принципиальных отличий между
вышеназванными программами нет. За рубежом наиболее распространенной является Emagic Logic, в России — Cubase SX, что опять-таки обусловлено тем, что первая изначально создавалась под Mac, а вторая — для PC. Домашние студии
Самой простой студией, если вы занимаетесь созданием электронной
музыки, например в стиле техно-транс, является комплект PC и любой
звуковой платы. В данном случае затраты будут сведены к стоимости
компьютера и мониторинга — хороших наушников или акустики — и составят
$1500-2000. Возможности такой модели студии ограничены
использованием семплов и синтезаторов, так как не предусмотрена запись
живого инструмента или вокала. Второй уровень студии более
актуален в том случае, если вы все-таки хотите записывать голос и
инструментальные партии. Для этого необходим тракт из микрофона,
предусилителя и компрессора. Если подать на звуковую плату неусиленный
сигнал, в записи будет присутствовать масса шумов, компрессор же
необходим для сжатия динамического диапазона входного сигнала до
диапазона, который поддается аналогово-цифровому преобразованию.
Для такой студии необходимо иметь достаточно приличную аудио-плату
стоимостью $100-200, а также рассчитывать на $600-5000 при покупке
сопутствующих микрофона, предусилителя и компрессора. В самой же
минимальной комплектации микрофон обойдется в $350-400 (Rode),
предусилитель и компрессор в одном флаконе (DBX 286A) — около $300 на
канал. Если вы собираетесь одновременно писать несколько
инструментов или голосов, обозначенные суммы удваиваются соответственно
их количеству . Для домашней студии необходим хороший контроль —
профессиональные колонки (Alessis Monitor 1 стоят около $300) или
наушники. В 80% профессиональных студий используются снятые с
производства мониторы Yamaha NS-10M: пока они выпускались, их цена
составляла $570, теперь же их можно купить только с рук за $600-700.
На этом перечень оборудования, необходимого для домашних студий,
заканчивается. Возможны некие отклонения от предложенной схемы, например
использование MIDI-клавиатур. Поклонники электронной музыки, скорее
всего, предпочтут использовать аналоговые синтезаторы. Выход же за
рамки домашней студии в малобюджетную или проектную категорию, что может
оказаться актуальным, скажем, если вам необходимо записывать живые
барабаны, потребует приобретения минимум 10 трактов и звуковой платы с
10 входами. Александр Цыплухин Проекты, бюджеты, индустрия...
Все существующие на сегодняшний день студии звукозаписи делятся на
четыре класса — Home recording, Project, Low budget и Industrial.
Домашняя (Home) студия фактически представляет собой рабочее место
музыканта-аранжировщика — компьютер с соответствующим программным
обеспечением. Проектная (Project) студия — это достаточно емкий класс,
который включает в себя как домашние студии, созданные под проект
конкретного музыканта, так и студии для реализации продюсерских
проектов. Например, если проектная студия создается непосредственно для
рок-группы, помещение студии должно иметь хорошую акустику, возможность
записи барабанов, электро- и акустических инструментов и т. д. Причем
проектные студии в большинстве случаев не являются коммерческими.
Малобюджетные (Low budget) студии — наиболее распространенный класс
коммерческих студий. Они, как правило, имеют небольшие акустические
пространства и ориентированы на широкий круг клиентов и работу практически во всех направлениях.
Последний класс — Industrial — представляют высший уровень студий,
ориентированных на большие дорогие проекты и имеющих помещения с хорошей
акустикой. Основное же отличие таких студий заключается в том, что в
них нет своих звукорежиссеров. Саундпродюсер приходит в такую студию и
находит там необходимый набор дорогого оборудования, которое известно
ему де-факто: например, ревербератор Lexicon 480, компрессор Manley и т.
д.
|