Итак, минимальный комплект оборудования для звукозаписи обойдется в
700-800 долларов. Конечно, набор аппаратуры за эту сумму не подойдет для
записи профессионального уровня, но записать демо приемлемого качества и
сделать наброски новой песни за эту цену вполне реально. Прибавьте еще
стоимость проводов, ветрозащиту для микрофона и диски с программным
обеспечением. При желании, студию можно собирать по частям, это в
какой-то степени даже лучше, так как даст возможность получше изучить
цены и сделать выбор более осмысленно.
И еще. В домашней звукозаписи есть очень много моментов, которые
необходимо сразу же учитывать, чтобы занятия со звуком прошли
безболезненно. Первый момент самый важный - ваш слух. Его легко можно
посадить, особенно если использовать недорогие наушники и звуковые
мониторы. При работе со звуком слух максимально напряжен, поэтому если
акустическая система не обеспечивает комфортных условий работы, можно
немало навредить своему здоровью. Средство здесь одно - время от времени
делать перерывы и проводить двадцать-тридцать минут в тишине, в
какие-то дни не заниматься записью вообще. Такие "каникулы" устраивают
себе даже опытные аранжировщики и звукорежиссеры, так что лучше
последовать их примеру и относиться к своему здоровью бережно.
Другие моменты, связанные с звукозаписью, больше психологические и
организационные, но тем не менее, очень важные. Вот классическая
ситуация, которая может привести к творческому кризису: музыкант, играя
репетиции и помногу записываясь дома, перестает чувствовать мелодию,
углубляется в чисто физическую отшлифовку композиции, при этом упускает
главную мысль своего произведения и сильно теряет в музыкальности.
Вспомните, когда на радио выходит новый хит, его хочется слушать и
слушать, он заставляет душу волноваться, за новой песней человек сразу
же бежит сломя голову в музыкальный ларек на базаре (большинство все же
ищут сайты с бесплатными mp3-шками). После десятка дублей душа уже никак
не реагирует на приобретенный хит, музыка приедается и человек часто не
понимает вообще, чем этот набор звуков мог его заинтересовать.
В собственном творчестве происходит то же самое, но несколько сложнее
из-за того, что музыкант так или иначе относится к себе критически.
Записанный фрагмент с каждым дублем, музыканту нравится все меньше, а
новая мелодия кажется все банальнее. Самое важное в такой ситуации дать
фрагменту отлежаться несколько дней, прислушаться к мнению знакомых и не
спешить переделывать песню. Другой вариант - написать несколько
вариантов композиции и с помощью близких и друзей выбрать лучший
вариант. В этих ситуациях и проявляется огромное преимущество домашней
звукозаписи - выбирать, экспериментировать и привлекать для оценки
сторонних слушателей.
Еще один момент - "боязнь рекордера". Как только включают запись,
музыкант начинает концентрироваться на четкости, зажимается, суетится и
как результат - большие и грубые ошибки в исполнении. Происходит это от
неуверенности в собственных силах, это то же самое, что и волнение перед
концертом - это чувство испытывают все, даже самые матерые сессионщики.
Причем не только в студии, а даже у себя дома в полном одиночестве. В
домашних стенах надо все силы направлять на искоренение этой "болезни",
надо больше заниматься, больше записываться, перед записью необходимо
разогреться на каких-то быстрых и веселых вещах.
Играть и петь следует эмоционально, но ровно, надо помнить, что резкие
скачки хоть и сглаживаются компрессорами\лимитерами, но не всегда это
сглаживание происходит адекватно. Динамические перепады вообще довольно
сложное явление, требуется хороший опыт по нормализации записанных
композиций, так что поучиться в этом плане придется немало.
Под конец хотелось бы пожелать всем музыкантам творческих успехов и
духовного подъема в творчестве, стоит помнить, что именно из домашних
стен часто выносятся произведения, которые совершают потом перевороты в
музыкальном мире и стилистике. Играйте, записывайтесь и радуйте себя и
своих окружающих новыми композициями.
|