Особенности национальцой звукозаписи
Что делает музыкант, отыграв десяток концертов и подарив поклоннику свой
первый автограф? Купаясь в волнах славы и радости, он начинает
подумывать о записи в студии, куда и направляется через месяц-другой,
подкопив денег и проработав материал. Первая запись - это намного
веселее, чем первый концерт. О первом концерте, даже если он неудачный,
воспоминания, как правило, самые светлые. О первой студийной работе
музыканты рассказывать не любят, а когда рассказывают, их взволнованная
речь почти всегда сопровождаются смущенными улыбками и обильным
краснением лица и ушей. Студия - это очень серьезно. Это своеобразный
переломный момент, после которого очень многие люди начинают подумывать,
стоит ли вообще серьезно заниматься музыкой.
На концертах даже грубые ошибки в исполнении, часто тонут в плохо
отстроенном звуке, гуле зрительского зала, а низкий уровень мастерства
музыканта может исправить его эмоциональность и умение работать "на
зрителя". В студии все ошибки сразу выходят на поверхность, даже
элементарную партию аккомпанемента неопытный музыкант не может сыграть
правильно. Что дальше? Раздраженный звукорежиссер, выброшенные деньги, а
самое главное - бесконечная обида в душе и сомнения по поводу
целесообразности музыкальной карьеры вообще. Музыка - это не то занятие,
которому можно уделять час или два в день и добиться профессионализма.
Искусство требует жертв, а музыка - искусство особое, которое помимо
внутреннего дара, нуждается еще и в ограждении от многих "земных
удовольствий" и изнурительных многочасовых трудах. Наверное, мало кто
знает, что даже раскрученные и известные коллективы, имеющие в своем
распряжении полный состав артистов с концертным опытом, прибегают к
услугам более опытных сессионных музыкантов, когда дело доходит до
студии. Почему? Причина в одном - они не умеют работать с записью.
Конечно, за деньги вы сможете нанять более опытных музыкантов,
подключить к работе профессиональных режиссеров и техников и уговорить
персонал "довести" до ума вашу партию посредством редактирования и
перезаписи бракованных участков. Вспомните анекдот про гитариста,
который приходит в студию и своей неумелой игрой доводит до бешенства
звукорежиссера. Анекдот заканчивается знаменитой на весь свет фразой
последнего: "Ты гамму можешь сыграть? Сыграй, а я потом нарежу..."
Стоит помнить, что, подключая "наемников" и тем более надеясь на
режиссерскую доводку материала, придётся отказаться от мысли, что ваше
произведение станет супер-хитом. Даже за большие деньги сессионные
музыканты никогда не станут вкладывать в произведение душу, искать
вдохновение в прогулках под звездами и часами корпеть над аранжировками.
При работе звукорежиссера над неумело исполненной партией неминуемы
потери в качестве и вообще в идее произведения. Всему есть предел и в
студию надо ехать только тогда, когда можешь идеально сыграть или спеть
произведение в "сухом" варианте, то есть без лишних эффектов и
обработок. Самый лучший и быстрый способ подготовить себя и своих коллег
к серьезной студийной работе - регулярно записываться дома. Это поможет
не только лучше анализировать собственную игру и исправлять ошибки, но и
иметь банк собственных демо-записей, которые послужать прекрасной
путевкой на большую сцену для начинающих музыкантов. С другой стороны,
домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие
музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят
несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого
громадное удовольствие.
|