Приветствую, коллеги! Сегодня я предложу вам на выбор некоторые звуковые карты, которые могут подойти для вашей домашней студии звукозаписи.
Это не будет их подробный обзор - подробные обзоры различных девайсов
обязательно будут иметь место в последующих постах, а будет скорее некое
практическое рассуждение с небольшими уточнениями. И это будет,
конечно, не реклама. Вначале необходимо определить спектр возможных задач, которые вам предстоит решать в вашей домашней студии.
От этого модели подходящих звуковых карт могут несколько варьироваться.
Но я предлагаю вам остановиться, в данном случае, на универсальном, в
каком-то смысле, варианте. Или нескольких практически равнозначных
вариантах, но суть в том, что эти звуковые карты будут способны
удовлетворить практически все ваши предполагаемые требования. Прежде, чем приступить к выбору, я бы напомнил требования, которым должна отвечать ваша будущая профессиональная звуковая карта. Итак: -
Тип карты - внешняя; -
Конвертеры - А-класс; -
Частота дискретизации - 44 100 до 96 000 Hz - но, возможно и выше; -
Битность - 24 bit; -
Поддержка ASIO 2.0; -
Динамический диапазон - 100-114 dB - но, возможно и лучше; -
Выход для подключения наушников; -
Микрофонно-инструментальные входы с фантомным питанием (+48 V); -
Цифровой интерфейс S/PIDF I/O - коаксиальный или оптический; -
MIDI интерфейс; -
Соединение с РС по FireWire (IEEE 1394); -
и… карта должна быть многоканальной. То есть, с несколькими входами и выходами (I/O). Возможности многоканальной звуковой карты. Что
дает наличие нескольких входов и выходов (каналов) у звуковой карты?
Естественно, это дает уникальную возможность записывать и воспроизводить
сразу несколько звуковых сигналов одновременно. А вот сколько именно? –
решать вам. Вечная дилемма практической необходимости и финансовых
возможностей. Например, вы можете записать
(оцифровать) струнный квартет, как четыре независимых источника звука, в
момент одновременного, совместного исполнения ими музыкального
произведения, а не записав их последовательно, по очереди, что сохраняет
естественность самого исполнения, делая при этом процесс записи
комфортным для музыкантов, привыкших играть вместе. * Для осуществления такой многоканальной записи, как и воспроизведения, вам потребуется специальное программное обеспечение, а именно – многодорожечный (мультитрэковый) аудио редактор. Но об этом я расскажу в другой раз. Таким
образом, вы превращаете четыре сыгранные партии в четыре отдельные
звуковые дорожки, которые потом можно будет индивидуально обработать в
аудио редакторе: разрезать, подвинуть, изменить громкость и панораму,
наложить эффекты и т. д. Так же вы сможете вывести содержание звуковых
дорожек на отдельные каналы вашего микшерного пульта, как для обычного
прослушивания (мониторинга), так и для удобства последующей работы над
этими дорожками. Осуществляя редакцию, не стоит
забывать о том, что все звуковые дорожки одной многодорожечной записи
(мультитрэковой сессии) связаны между собой началом произведения –
единой стартовой позицией, нулевой точкой отсчета. Или же отдельная
звуковая дорожка имеет собственную стартовую позицию. В любом случае,
все звуковые дорожки одной сессии, их стартовые позиции, взаимосвязаны и
подчиняются общему темпу произведения, который измеряется в ударах в
минуту – bpm. При ошибках
редактирования, часто происходит произвольное смещение стартовой позиции
отдельно взятой дорожки. При этом сдвиге нарушается ее привязка к
общему темпу сессии. Смещенная звуковая дорожка уже не будет звучать
синхронно со всеми остальными. Исчезнет общая сыгранность партий,
пропадет гармония, возникнет "разнобой” и неприятная звуковая "каша”.
Будьте внимательнее и аккуратнее. * Современные мультитрэковые аудио редакторы, как правило, имеют функцию квантизации (quantize), когда происходит выравнивание отдельных партий (их MIDI событий)
относительно темпа проекта. А так же есть функция привязки стартовых
позиций всех дорожек к музыкальному размеру и к ритмическим долям
конкретной сессии, к определенной "сетке”: quantizie-to-grid, snap-to-grid. Подробнее об этом – позже. Все современные звуковые карты по-умолчанию поддерживают режим Full-Duplex,
т. е. они способны одновременно и воспроизводить, и записывать. Так вы
сможете записать (или перезаписать) отдельно партию, допустим, скрипки.
Музыканту, во время этого процесса, будут аккомпанировать остальные,
записанные ранее, участники квартета. А точнее - их звуковые дорожки,
выведенные на линейки (каналы) вашего микшерного пульта, которые скрипач будет слышать при помощи аудио мониторов или наушников. * Раньше функцию звуковой карты в студии выполнял многоканальный ленточный магнитофон. Но,
в принципе, можно обойтись всего лишь двумя парами входов и выходов (2 х
2 I/O), записывая при этом все музыкальные партии последовательно, по
очереди. Тогда обработка звуковых дорожек и последующее их микширование (сведение) будут происходить всецело в виртуальном (программном) микшерном пульте вашего мультитрэкового аудио редактора.
И лишь уже смикшированный материал, т. е. сведенный микс, как
результат соединения нескольких дорожек в одну общую - финальную
стерео-дорожку, поступит на два аналоговых выхода вашей аудиокарты, соответственно, на "левый” и на "правый”. А затем, посредством коммутации - на микшерный пульт и на контрольные аудио мониторы. Хотя, это разделение каналов на "левый” и "правый” – условно. Все каналы сгруппированы относительно своих прямых функций – разделены на входы (IN) и выходы (OUT). Каналы любой звуковой карты
универсальны в своей группе и поэтому обозначаются лишь цифрами.
Например, 1 и 2 OUT = первый и второй выходы. Они могут программно
объединяться в стереопару и транслировать при этом полноценный стерео сигнал, и так же могут функционировать раздельно, транслируя два независимых моно сигнала. Номера
всех входов и выходов используемой звуковой карты будут идентично
отображаться в вашем аудио редакторе и могут переназначаться в нем
индивидуально. Вы можете его программными средствами направить любой
оцифрованный сигнал (звуковую дорожку) на любой аналоговый выход карты.
Архитектура всех современных звуковых карт очень гибкая и быстро
настраивается пользователем под конкретную студийную ситуацию. * Напомню. Все эти чудесные возможности вашей звуковой карты реализованы благодаря протоколу ASIO. Звуковые карты для домашней студии. Я
буду просто рекомендовать, с учетом всего вышеперечисленного. И с
учетом моего опыта. Правда есть еще один весомый фактор при выборе звуковой карты,
это – ее стоимость. Я не стану предлагать вам слишком дорогие девайсы,
но и слишком дешевые – тоже. Буду стараться быть ближе к "золотой
середине”. В другом посте я обязательно сделаю подробный практический
обзор некоторых интересных звуковых карт, а пока – ссылки. Есть конечно и лучше, и на большее число каналов, но цена… На сегодня оставляю вас в раздумьях. Скажу одно – из-за нынешнего роста обменного курса валюты, растет и цена этих звуковых карт. Поэтому будем надеяться на лучшее. На связи!
|