Доброе время суток! Поговорим сегодня о коммутации и распайке. Несомненно, домашняя студия звукозаписи потребует изрядного количества коммутации: шнуров и разъемов. Многим покажется, что провода – "дело десятое”, лишь бы что-то было. Но, это - далеко не так. Начну с азов. Все шнуры, которые и вы будете использовать в вашей домашней студии, делятся на балансные (симметричные, стерео, трехжильные: два сигнальных + металлическая оплетка, она же масса) и небалансные (несимметричные, моно, двухжильные: сигнальный + масса, соответственно). Вас
особенно будут интересовать первые – балансные. Как, впрочем, и такие
же разъемы. Симметричными они называются потому, что распаиваются
аналогично одинаково с двух своих концов и их сигнальные жилы не
перепутаны местами. Симметрия обеспечивает более низкое количество
шумов, происходящих от различных наводок. Позже объясню - почему. Разъемы, которые вы будете использовать в вашей домашней студии, понадобятся вам четырех видов: jack 1.4" (джек), mini-jack 1.8" (мини-джек), cannon XLR или XLR-3 (кэннон) и RCA-jack (тюльпан). Любой разъем состоит из двух частей. Гнездо, это – то, куда втыкают. Штекер, это - то, что втыкают. И втыкают очень аккуратно. jack 1.4" (далее - "джек”) Большой джек (или jack). Размер - 6.3 мм. Еще обозначается как 1.4’, - одна четвертая дюйма. Штекер джек может быть моно: обозначается как TS, от Tip - кончик и Sleeve – гильза корпуса. И стерео: TRS - Tip, Ring, Sleeve; Ring в этом случае означает кольцо на штекере, к которому подходит контакт правого канала либо перевернутая фаза сигнала. Как
их отличить внешне? На TRS есть две черные поперечные полоски -
изоляционные кольца, а на TS - только одна. Стерео-джеки могут быть
также использоваться для сбалансированных моно-кабелей, но тогда
придется паять перемычку между Sleeve (массой) и Ring (сигнальным). Этот разъем часто используется при подключении гитары, клавишных инструментов (допустим, синтезатора) и иногда микрофона. А еще при коммутировании "железных” процессоров и в микшерных пультах в виде гнезд - jack socket. mini-jack 1.8" (далее - "мини-джек”) Мини-джек (mini-jack),
как в наушниках для плейера или разъема звуковых колонок вашего
компьютера. Выглядит как большой джек, только меньше - 3.5 мл (1.4"
дюйма). cannon, XLR или XLR-3 (далее - "кэннон”) Массивный
металлический (или пластиковый) разъем с тремя штырьками и характерной
защелкой. Делится слэнгово на "мальчиков” (штекер) и "девочек” (гнездо).
Штырьки разъема имеют маркировку: 1 – Sleeve (масса, земля), 2 – Tip, 3 – Ring. Микрофон, как правило, имеет разъем кэннон (XLR),
к нему подключается кабель. Кабель может заканчиваться еще одним
кэнноном или обыкновенным джеком. Если у вас нет микшера, куда вы можете
воткнуть кэннон, то вам нужен кабель с джеком. Джек вы сможете
подключить к простой звуковой карте при помощи переходника "с обычного джека на мини-джек”. Эти разъемы применяются при подключении к микшерному пульту кабеля микрофона, обозначая собой присутствие встроенного микрофонного предусилителя в данной линейке микшерного пульта. Либо в больших микшерных пультах, имеющих архитектуру линеек in-out и несколько подгрупп (sub), и имеющих возможность работать с многоканальными системами звукозаписи. Используются кэнноны и в различных процессорах, как аналоговые входы-выходы (in-out) или как цифровые, профессиональные (AES/EBU). RCA jack (далее - "тюльпан”) Встречается на профессиональных звуковых картах
(используются для линейных входов и выходов), а также на бытовых
видеомагнитофонах. Поскольку таких разъемов обычно два (левый и правый
каналы), то левый разъем-канал имеет черный цвет, если есть черный и
красный разъемы; и правый канал - красного цвета, если есть белый и
красный разъемы. Тюльпан используется часто, как разъем цифрового интерфейса S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format). Иногда встречается на микшерных пультах, как in или out для tape, то есть выход для рекордера или вход для плейера. Что касается производителя разъемов, то лично я предпочитаю Switchcraft или Neutrik. Хотя их цена существенно выше, чем у других производителей, но, мелочится тут я бы вам не рекомендовал… В следующий раз поговорим о возможных и правильных схемах распайки коммутационных кабелей для вашей домашней студии. До встречи!
Источник: http://audioproducer.blogspot.com |