Доброго времени суток! Тема сегодняшнего поста, в продолжение обзора студийных микрофонов, это — конденсаторный микрофон.
Для начала скажу, что именно конденсаторный микрофон является самым
частым представителем микрофонного семейства и обитает в большинстве студий звукозаписи. В нем сочетаются высокое качество передачи звука и, пусть не малая, но все же доступная цена. У него есть, конечно, свои недостатки, но достоинства, безусловно, перевешивают и все окупают. Взять ламповый микрофон
— он, безусловно, надежен. Срок службы лампы, исчисляется десятками
лет, а в отдельных случаях, когда используется лампа с маркировкой «В»
(военная) — даже столетиями. Однако, чтобы его начать использовать,
нужно «прогреть» его, после включения, примерно 10-15 минут. С
конденсаторным микрофоном - ждать столько не нужно. Когда
вы смотрите на ценник лампового микрофона, у вас гарантированно
увеличиваются глаза. В случае конденсаторного — они немного уменьшаются.
Если хороший ламповый микрофон, это — гордость студии и этакий
породистый аристократ, то конденсаторный микрофон, это — отличная и
толковая рабочая лошадь. Вот только студийных «лошадей» этих развелось в
последнее время... Нынче очень легко попасть впросак при выборе
микрофона. Технологии производства дешевеют,
рабочая сила из Китая и так дешевая. В результате мы имеем
конденсаторный, а то и ламповый микрофон, с вроде бы известным
логотипом, но с насквозь «желтой» начинкой. Это радует и не радует.
Радует то, что доступно. Не радует то, что людей вводят в заблуждение.
Что циничный маркетинг подменяет собой истинное положение вещей. Что
приходят лживые стандарты на смену мировым стандартам с славной
историей. Но, весьма привлекательная цена и желанные, магические надписи
«конденсаторный», «ламповый» на вашем микрофоне, затмевают все. Даже
разум. Я не призываю вас тратить кровные деньги
на культовые микрофоны, но хотя бы не доказывайте с пеной у рта, не
пребывайте в добровольном заблуждении, что ваш недорогой «студийный микрофон»
действительно хорош. Просто скромно работайте. В меру средств и сил. А
может вам и не нужен уж слишком отличный микрофон? Вы же не пишете звезд
музыкальной индустрии. Да и помещению вашей домашней студии,
скорее всего, далеко даже до минимальных профессиональных стандартов.
Но, это же не заставит вас прекратить работать, творить? Верно? И это —
замечательно! Вот такое получилось лирическое отступление... Вернемся к конденсаторному микрофону. Правильнее
было бы назвать конденсаторный микрофон — электростатическим. В эту
группу входят, как я уже писал, ламповые и транзисторные микрофоны,
которые отличаются типом применяемого усилителя. Транзисторные же
микрофоны, в свою очередь, включают в себя электретные и просто
конденсаторные. Для работы электретного микрофона используют батарейки, а
для работы конденсаторного микрофона — фантомное питание. Обычный конденсаторный микрофон
сконструирован по принципу конденсатора. Его капсюль не вырабатывает
электричества, а лишь изменяет свою емкость при воздействии звуковых
колебаний. В этом случае мембрана, которая является одной из пластин,
совершает колебания относительно статичного электрода. Чтобы возник
электрический сигнал, на капсюль подается поляризующее напряжение
порядка 20-120V. Применяется обычная электрическая цепь: конденсатор
(капсюль) - сопротивление - источник энергии. С этого контура, а точнее -
с сопротивления берется полученный сигнал и усиливается. Правда, для такого сигнала не совсем подходит обычный вход микшерного пульта.
Поэтому, в каждом конденсаторном микрофоне имеется согласующий каскад
на полевом транзисторе. После каскада, уже достаточно уверенный сигнал
без проблем подается на вход микшерного пульта. Сигнал с конденсаторного
микрофона гораздо большего уровня, чем, допустим сигнал с динамического
микрофона, но в любом случае, нужно использовать именно микрофонные входы микшерного пульта, а не линейные. Конденсаторный микрофон точнее и лучше передает звук и обладает более широким частотным диапазоном, чем динамический микрофон. Причиной тому меньший вес его подвижной мембраны, по сравнению с весом диафрагмы с катушкой последнего. Фантомное
питание для конденсаторного микрофона поступает от блока питания, либо
подается непосредственно по сигнальному кабелю, и имеет напряжение +48V.
В этом случае, жил в микрофонном кабеле должно быть две, кроме
экранирующей оплетки. Питание, как и сигнал, поступают по обеим жилам
сразу, одновременно, но с противоположными знаками полярности. Это
удобный способ, который позволяет одними и теми же шнурами коммутировать
и конденсаторные, и динамические микрофоны. Такой кабель называется симметричным (балансным) и он обладает хорошей защитой от помех. Как я уже писал, в таком кабеле
сигнал движется в противофазе, затем расходится на выходе и суммируется
вновь на входе пульта трансформатором либо усилителем. Питание
усилителя конденсаторного микрофона поступает по обоим жилам и с
одинаковым знаком «+», но, чтобы оно не проникало в полезный сигнал,
питание проходит через специальные развязки: трансформаторы или
разделительные конденсаторы и тем самым фильтруется, отделяется от
полезного сигнала. Наличие такого фантомного питания ничуть не мешает работе также и динамического микрофона.
Картина даже улучшается — так как имеется постоянное напряжение в
кабеле, то оно еще более защищает такую линию от помех. Однако, для
работы, скажем, лампового микрофона фантомное питание не
годится. Лампа нуждается в совсем другом напряжении, которое нельзя
получить из предлагаемого слаботочного фантомного питания. Сравните:
10-20 миллиампер в случае стандартного фантомного питания и порядка 500
миллиампер в случае тока накала интересующей нас лампы. Разница очень
значительная. Бытует неверное, но весьма распространенное мнение, культивируемое в около-профессиональных кругах, что ламповые микрофоны
конструируются и выпускаются именно вследствие, и для получения некоего
«жирного, лампового» звука. В действительности это — не так. Надо
просто помнить, что фактически вся история конденсаторного микрофона,
как прибора студии звукозаписи, началась именно с его лампового варианта. В
прошлом еще не существовало подходящих транзисторов с необходимыми
характеристиками. Но, когда они появились на рынке, в 70-80-ых годах, то
началось их поспешное и необдуманное внедрение. Не все было продуманно,
не все было обкатано. Поэтому, если вы возьмете микрофоны того периода,
то обнаружите их не всегда качественное звучание, а иногда просто
откровенно посредственное. По этой причине, многие практикующие звукоинженеры, звукорежиссеры студий звукозаписи, вновь поспешили вернуться к использованию ламповых микрофонов. Это же смятение коснулось и усилителей мощности. Вследствие
этого, по сей день на рынке микрофонов существует противоречивая
ситуация. Есть модели микрофонов с отличными капсюлями. Их звучание
подавлено внутренними усилителями на транзисторах. И есть старые модели ламповых микрофонов, капсюли которых попросту никакие, но они, по каким-то мифологическим причинам, до сих пор являются объектами настоящей охоты. Вероятно,
если бы история развития этой техники началась именно с транзисторов,
то ситуация была бы сейчас совершенно обратной существующей. Однако,
совсем другое дело, что наличие лампы делает ненужным само развитие
транзисторной схемотехники, в индустрии микрофонов. Электронная лампа и
ее усилительный каскад дают ряд неоспоримых преимуществ: большой
коэффициент усиления, значительный динамический диапазон, который делает
перегрузку не страшной, и, как следствие этого — прекрасное прозрачное звучание. Однако,
все вышеперечисленное не делает сигнал по-хорошему «мясистым», и
совершенно не имеет никакого отношения к непосредственной компрессии
сигнала. Если речь не идет о слишком мощном источнике звука... Не стоит
ожидать от лампового микрофона какого-то чуда. Он не выполнит
кропотливую работу звукорежиссёра по «посадке» голоса в общий микс. Ламповый микрофон просто правдивее и живее, чем микрофон конденсаторный. Только и всего. Остальное зависит от вас. Ну
вот, писал о конденсаторном микрофоне, а скатился снова к ламповому.
Такие вот дела. Надо теперь как-то достойно и в тему закончить пост... Не гонитесь за ламповым микрофоном, если вы не профессионал звукозаписи.
Купите себе конденсаторный микрофон от хорошего и известного
производителя и будете счастливы: от потраченной суммы — вряд ли, а вот
от результатов работы - точно. Можно выбрать универсальный микрофон с изменяемыми характеристиками: панорамной, супер-кардиоидной, кардиоидной, гипер-кардиоидной, и двух-направленной (8-образной). Но, лучше и правильнее, и дешевле будет купить микрофон с фиксированной кардиоидой. Остальные характеристики вам вряд ли пригодятся в повседневной работе. А
теперь, об этих таинственных и хитроумных словах подробнее. Что это за
характеристики такие? Наглядно это видно на схемах. Попробую объяснить
проще. Смотрим, как бы сверху. Центр схемы, это - точка съема сигнала.
То есть — мембрана микрофона. Кривыми же очерчена
преимущественно воспринимаемая мембраной зона. 0 градусов, это – фронт,
область "перед микрофоном”. Соответственно, 180 градусов, это – область
"за микрофоном”. Чем ближе к центру, тем выше уровень сигнала, тем
дополнительно "красивее” выглядит АЧХ. Вот так. Этими лаконичными
схемами я и закончу свой сегодняшний объемный пост: Творческих вам успехов!
|