Приветствую! Думаю, что трудно себе представить человека, близкого к миру звука, который бы не знал, что микрофоны Neumann (эх,
сделано в Германии) являются олицетворением всего замечательного, что
касается микрофонов вообще. Нет смысла расхваливать эти микрофоны,
расписывать их достоинства: органичность и музыкальность, качество и
надежность, универсальность и... ну вот — понесло. Сегодня я расскажу о
субъективных ощущениях, возникших при работе с микрофонами Neumann TLM 103 и Neumann M 147 Tube. Должен
сразу обратить внимание на некоторые моменты. Фактически, и это не
только мое мнение, микрофон TLM 103 является в значительной мере копией
легендарных Neumann U 67 и Neumann U 87, в их кардиоидной вариации (она у
TLM 103 фиксированная). Кратко опишу, что представляет из себя данный
микрофон. Neumann TLM 103 – студийный конденсаторный микрофон.
Он обладает большой диафрагмой, которая позволяет микрофону TLM 103
работать с высоким уровнем звукового давления. Буквы "TLM" в его
названии указывают на использование в данной конструкции
бестрансформаторной схемотехники (Transformless Microphone – англ.), что
само по себе гарантирует минимальный уровень шума, отличные переходные
характеристики и довольно высокий уровень сигнала на выходе. Впервые
появившись на рынке, микрофон Neumann TLM 103 стал настоящим
бестселлером, благодаря использованию усовершенствованного капсюля K
103, который является по-сути прямым наследником знаменитого капсюля K
87, применяемого в легендарных микрофонах компании Neumann - U 67 и U
87. Частотная характеристика капсюля K 103 отлично сбалансирована в
плане акустики и существенно снижен захват сигналов с обратной стороны
микрофона. Neumann TLM 103 – настоящая рабочая
лошадка, причем породистая. Этот микрофон довольно универсален в
использовании и используется во многих студиях звукозаписи. К тому же,
это — реальный вариант фактически получить знаменитый Neumann U 87 Ai за
половину его стоимости (Ai – текущая версия модели U 87). У
меня было два микрофона Neumann TLM 103, за период работы в различных
студиях. В целом они произвели благоприятное впечатление. Я применял их
не только для записи голоса, но также гитары и перкуссии. Интересно, что
с этим микрофоном любая перкуссия, включая экзотическую, звучит
неожиданно серьезно и комфортно. Данные микрофоны применялись мной, в
последующем, для записи дикторского голоса. *
Странные вещи происходят порой с ценами. Сегодня в Европе такой микрофон
можно приобрести за 1000 - 1200 долларов, тогда, как в России дилер
назовет вам цену около 2000 долларов. С чем это связано — не ясно.
Однако, в 1999 году, первый микрофон обошелся мне всего в 840 долларов, и
в 2005 году - почти в 1000 долларов. Такое ощущение, что мы медленно,
но верно погружаемся в мрачные дефицитные 80-ые годы. Как говорится:
«Вперед, в прошлое!» Далее, микрофон Neumann M 147 Tube — студийный конденсаторный ламповый микрофон.
Он также имеет фиксированную кардиоидную характеристику. В его
конструкции используются бестрансформаторные усилители. Также в нем
реализован метод формирования АЧХ именно акустическим способом, а не
применением дополнительной электрической коррекции. Микрофон
Neumann M 147 Tube был создан для профессиональной звукозаписи, где к
качеству предъявляются высочайшие требования. В M 147 установлен капсюль
K 47 с двойной диафрагмой. Этот же капсюль применялся в легендарных
микрофонах Neumann - U 47, U 47 FET и M 49. Микрофон Neumann M 147
способен работать даже с очень длинными кабелями без каких-либо потерь в
качестве сигнала. Его используют во многих студиях как для записи
вокала, так и для записи инструментов. Дописка
«Tube» в названии модели, говорит о применении лампы в конструкции
микрофона. Блок питания (N 149 A) вынесен наружу и выглядит, как
небольшая коробка с выключателем и двумя разъемами XLR. Как любой
ламповый микрофон, Neumann M 147 нуждается в начальном разогреве — около
2-3 минут. Я использовал данный микрофон для
записи голоса в нескольких альбомах и был очень доволен результатами.
Характерно, что параметрический эквалайзер линейки микшерного пульта
AMEK я практически не трогал — все значения находились на нуле. При этом
микрофон отлично передавал как реализм голоса, включая полезные нюансы и
оттенки, так и придавал некий драйв, что объясняется вмешательством
лампы. Этакий приятный шелест в спектре высоких частот. Проводя
сравнительные тесты моделей TLM 103 и M 147, я пришел к выводу, что
звучание последнего микрофона более приемлемо для записи вокала. Neumann
M 147 Tube обладает большей музыкальностью и звук получается более
комфортным, теплым, с «песочным» прочтением высоких частот. Тогда как
звучание TLM 103 мне показалось более холодным и в области высоких
частот я заметил чуть слышный «звон», который окончательно утвердил меня
в выборе микрофона M 147. Нужно понимать, что
тесты проводились в плане нюансов, возможно, что кто-то даже не
почувствует проигрышных моментов, услышав то, как звучит тот или иной
микрофон. Поэтому, не стоит особо метаться в выборе микрофона из этих
двух моделей. Это доказано еще раз тем, что в будущем мне довелось
довольно часто использовать TLM 103 именно для записи вокала. Не имея
под рукой сравнительного противовеса, я был вполне удовлетворен
качеством записи. * Тем более, все намного
упрощается, когда ваш выбор ограничен бюджетом. Ведь, допустим, тот же
Neumann M 147 Tube дилер предложит вам «всего-то» за какие-то 4800
долларов. Хотя, в свое время я его купил за 2600 долларов. Непонятно —
индустрия звукозаписи и шоу-бизнес, скажем так, не на взлете, а цены на
оборудование растут, как грибы после дождя. Видимо у менеджеров свое
восприятие окружающей реальности. Ну, ладно... Продолжу. Хочется
напомнить, что практически все микрофоны такого класса нуждаются в
поп-фильтре — этакая двойная шторка из мелкой синтетической сетки,
натянутая на округлый каркас. Данный фильтр устанавливается
непосредственно между вокалистом и мембраной микрофона на расстоянии
нескольких сантиметров (или более). Он очищает полезный сигнал, а именно
- голос, от вредных звуковых артефактов, связанных с кратковременными
низкочастотными колебаниями, которые возникают при небрежном
произношении стреляющих звуков «П» и «Б», а также некоторых других
согласных. Данный фильтр вполне по силам сделать самостоятельно: из
проволоки и… женских нейлоновых чулок (не хочу даже знать, где вы их
возьмете). ;) Еще хочется напомнить о такой
вещи, как эластичный подвес — так называемый «паук». Он позволяет
микрофону находится в подвешенном состоянии и защищает его от
проникновения ненужных сигналов через микрофонную стойку и крепление. К
тому же, в некоторых случаях, он является и изолятором, защищающим
корпус микрофона от статического электричества. Такой подвес
приобретается дополнительно, но бывает, что он входит и в базовую
комплектацию. И напоследок. В названии поста вы
наверняка заметили слово «карандаш». При чем же он здесь? Дело вот в
чем. Обычный карандаш, прикрепленный вертикально к сетке микрофона, по
центру мембраны, являет собой простейший акустический деессер (deesser).
Он позволяет снизить чрезмерное присутствие раздражающей свистящей
буквы «С» и верхней составляющей буквы «Ш» в голосе. Это немного
странно, но, все же работоспособно. Однажды у
меня попросили деессер SPL для осуществления записи в другой студии. Я
его одолжил. Но, по закону подлости, в этот же день ко мне в студию
нежданно пришли люди, и также с целью записать голос. Вариант с
пост-обработкой программным деессером не подошел. Нужно было максимально
избавиться от режущего звука «С» еще на входе — вот такая оказалась
специфика голоса. И тут я вспомнил, что в бедные 80-ые годы часто
применялся этакий дедовский способ — акустический деессер в виде
вертикального карандаша! Не долго думая, я примотал синей изолентой к
микрофону Neumann обычный деревянный карандаш и мы стали записывать
тестовые дорожки. Важный и солидный Neumann
очень прикольно смотрелся с карандашом на своем фасаде, украшенном
гламурной изолентой. Результат оказался вполне пригоден для работы, что
вызвало всеобщее удивление. Легкая пост-обработка программным деессером
аккуратно завершила процесс записи вокала. Думаю, что вы и так все
поняли без объяснений, чем вызван данный эффект. Достаточно вспомнить
школьный курс физики. Не вспомнили? ;) Тогда находим учебники и
погружаемся в изучение раздела волн. В любом случае, это очень полезно
для понимания многих акустических процессов. На этом я закончу. Как нибудь я еще обязательно вернусь к рассказу о замечательных микрофонах Neumann, в будущем. Успехов вам в творчестве!
|